Институт безопасности труда

В авангарде обеспечения
безопасности труда

+7 (495) 989-43-06

+7 (495) 989-44-93

mail@ohsi.ru
Закрыть

Аудиторские услуги

Услуги внутренних аудиторов, аутсорсинг  службы внутреннего аудита организации

Аутсорсинг охраны труда

Осуществление функций службы охраны труда, разработка, внедрение и обеспечение функционирования отдельных процессов охраны труда в организации

Повышение компетенций персонала

Все виды и формы образовательных услуг в областях обеспечения безопасности труда

Разработка и внедрение систем менеджмента безопасности труда

Разработка нормативных документов

Разработка национальных стандартов, стандартов организации, описание процедур систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья и систем управления охраной труда

Вопросы и ответы



 

	
	

Вопрос

Где можно увидеть перечень организаций, имеющих право проводить СОУТ и есть ли такие организации на сегодняшний день?

Ответ

Согласно частям 1, 2 статьи 27, Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказы-вающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. До дня вступления в силу федерального закона об аккредитации в национальной системе аккредитации аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Организации, которые аккредитованы в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в каче-стве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, и имеют в своем составе испытательные лабора-тории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 году, вправе проводить специальную оценку условий труда без учета требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, до 31 декабря 2014 года вклю-чительно.

Перечень аккредитованных организаций http://rao.rosmintrud.ru/

Подробнее»

Вопрос

Что Вы можете сказать о методике оценки микроклимата. Как сейчас определить "холодный" период?

Ответ

Методика оценки микроклимата для специальной оценки условий труда существенно отличается от методики оценки микроклимата, проводимой при аттестации рабочих мест по условиям труда. Деление микроклимата на «холодный и теплый периоды» методикой специальной оценке условий труда не предусмотрено. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии параметров микроклимата осуществляется без учета влияния факторов внешней среды, но с учетом используемого на рабочем месте технологического оборудования, являющегося искусственным источником тепла и (или) холода, за исключением климатического оборудования, не используемого в технологическом процессе и предназначенного для создания комфортных условий труда.

Подробнее»

Вопрос

Правильно ли я понимаю, что для того, чтобы начать процедуру СОУТ, нужно создать комиссию приказом и передать эксперту утвер-жденный этой комиссией Перечень РМ, включив туда весь штат организации. А дальше, как говорится, "горшочек, вари"?

Ответ

Процедура специальная оценка условий труда предусматривает активное участие аттестационной комиссии работодателя на всех ее эта-пах. За несоблюдение процедур, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ с 1.01.2015 вводится административная ответственность как на должностных лиц, так и на работодателя.

Подробнее»

Вопрос

Прокомментируйте пожалуйста порядок применения Р 2.2.2006 на современном этапе.

Ответ

Руководство Р 2.2.2006-05 как сейчас, так и ранее не мог применяться в целях регулирования каких-либо прав или обязанностей сторон трудовых отношений, так как данный документ не проходил процедуры государственной регистрации и официального опубликования (см. п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Феде-рации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").

Подробнее»

Вопрос

Что подразумевает отдельно установленная денежная компенсация, выплачиваемая при установлении 40 часовой рабочей недели. ст. 92 ТК

Ответ

Согласно статье 92 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013) порядок, размеры и усло-вия установления денежной компенсации при увеличении установленной Трудовым кодексом РФ сокращенной продолжительности ра-бочего времени на работах с вредными или опасными условиями труда определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами. Обязательным условием предоставления денежной компенсации за увеличение продолжительности рабочего времени (но не более 40 часов в неделю) также является письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.

Подробнее»

Вопрос

Как можно идентифицировать инфразвук без проведения замеров?

Ответ

Согласно приложению №2 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" инфразвук идентифицируется как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов.

Подробнее»

Вопрос

Если АРМ по УТ начата в сентябре 2013г., в ноябре были проведены замеры, а карты АРМ по УТ оформлены в январе 2014г. Пра-вомерна ли такая АРМ по УТ, можно ли ее вводить в действие и применять?

Ответ

Наличие результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, завершенной после дня вступления в силу Федерального закона №426-ФЗ не освобождает работодателя от проведения специальной оценки условий труда в сроки, установленные Федеральным законом №426-ФЗ. Результаты такой аттестации не могут использоваться для целей, установленных статьей 7 Федеральным законом №426-ФЗ, в том числе для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций, для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) усло-вий труда на рабочем месте, для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Подробнее»

Вопрос

Подскажите, пожалуйста, необходимо ли проводить специальную оценку после каждого случая оформления профессионального заболе-вания, если в течение одного месяца, на рабочем месте оформляется последовательно друг за другом три профзаболевания, причем профзаболевание работник заработал за предыдущие 20 лет работы.

Ответ

В целях выполнения требований ст. 17, Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" внепла-новая специальная оценка условий труда должна проводиться в каждом случае выявления профессионального заболевания, если причи-нами явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов характерных для данного рабочего места. Кроме этого внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена, если профессиональное заболевание выявлено на рабочем месте, в отношении которого работодателем подана декларация о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Подробнее»

Вопрос

А как установить процент работы на ПК?

Ответ

В случае если технологические операции, связанные с работой с ПК, занимают не все рабочее время, действует норма части 4 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", согласно которой время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования.

Подробнее»

Вопрос

Аттестация РМ ушла, а приказ Минздравсоцразвития №342н действует. Должны ли эксперты проводить гос. экспертизу качества прове-дения аттестации РМ с 1 января 2014 г?

Ответ

Согласно статье 216. 1 Трудового Кодекса РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников.

Таким образом с 1.01.2014 проведение экспертизы качества аттестации РМ не предусмотрено трудовым законодательством, однако в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и оценки фактических условий труда работников применение результатов АРМ допускается, так как согласно части 4 статьи 27 Федерального закона №426-ФЗ, результаты аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком применяются в целях, установленных статьей 7 Федерального закона №426-ФЗ, в данном случае, для осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах и установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.

Следует учитывать, что согласно статье 216. 1 Трудового Кодекса РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, ра-ботников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации. В иных случаях проведение государственной экспертизы условий труда не требуется.

Подробнее»

Вопрос

Имеет ли право работодатель установить 40 часовую рабочую неделю работнику, занятому на рабочем месте с вредными и опасными условиями труда (классы 3.3, 3.4., 4) при отсутствии отраслевого соглашения и коллективного договора?

Ответ

Нет, не имеет (смотри ст. 92 Трудового кодекса РФ).

Подробнее»

Вопрос

Если АРМ не проводилась, могут ли оштрафовать за не проведение медосмотров с 2015 года? Как я понимаю, необходимость медосмот-ров на основании ФЗ определяется по результатам СОУТ, а если не было СОУТ, значит и не известно, нужны ли медосмотры? Могут ли оштрафовать сначала на не проведение СОУТ, а потом и за не проведение медосмотров, если в картах СОУТ будет указана их необходи-мость?

Ответ

С 1.01.2015 года в случае не проведения специальной оценки условий труда размер штрафа для юридических лиц составит 60- 80 т.р., и 100-130 т.р. - в случае допуска работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний. Суммарный штраф за два вида нарушений может быть до 210 т. р.

Подробнее»

Вопрос

Государственная экспертиза условий труда - как её проводить в свете нового закона СОУТ?

Ответ

Документы, регламентирующие проведение государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специ-альной оценки условий труда должен быть разработаны и утверждены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом ис-полнительной власти. На 1.04.2014 такие документы либо не разработаны, либо имеют отрицательную оценку Минэкономразвития России.

Подробнее»

Вопрос

Если продекларировали допустимые условия труда офисного работника, как определяется необходимость проведения медосмотра?

Ответ

Согласно ст. 213 Трудового Кодекса РФ необходимость медицинских осмотров в данном случае может быть обусловлена не работой с вредными и (или) опасными условиями труда, а например, работой, связанной с движением транспорта или работой в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей (в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний). Кроме этого, существуют иные законы, устанавливающие необходимость поведения медицинских осмотров.

Подробнее»

Вопрос

Рабочее место по проведенной АРМ в 2011г. с классом 2, но есть фактор по превышению работы на ПК свыше 50 %, проводим ли идентификацию?

Ответ

Согласно статье 10 Федерального закона №426-ФЗ Процедура идентификации проводится на всех рабочих местах за исключением:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, произ-водств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Подробнее»

Вопрос

Аттестация проведена до 31.12.13 но в 14 г. вводятся новые места. Проводим для них СОУТ?

Ответ

Да, согласно статье 17 Федерального закона №426-ФЗ специальная оценка условий труда на таких рабочих местах провозится в те-чение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Подробнее»

Вопрос

Можно ли уйти от сокращенной рабочей недели, если это установлено результатами действующей АРМ?

Ответ

Согласно статье 219 "Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013) в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением госу-дарственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Согласно статье 92, "Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013) сокращенная продолжи-тельность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Учитывая противоречивость требований законодательства, по мнению АНО «ИБТ», единый для всех случаев законодательный ме-ханизм отмены ранее установленной сокращенной продолжительности рабочего времени отсутствует. В каждом конкретном случае данный вопрос необходимо решать индивидуально путем изучения документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, трудовых и коллективных договоров, а также иных действующих в организации локальных нормативных актов с учетом всех последствий от принимаемого решения.

Подробнее»

Вопрос

Если по итогам СОУТ условия труда допустимые, но профессия есть в нормах СИЗ. Обязаны ли мы выдавать СИЗ?

Ответ

Да, обязаны. Согласно ст. 221 Трудового кодекса РФ СИЗ выдаются в соответствии с типовыми нормами не только на работах с вредными и опасными условиями труда, но и на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. АНО «ИБТ» рекомендует обращать внимание на соответствие действующих в организации типовых норм СИЗ требованиям к их вступлению в силу.

Подробнее»

Вопрос

Можно ли не проводить внеплановую оценку условий труда, если условия труда не изменились, но изменилось название должности, например, был бухгалтер, стал старший бухгалтер, но объем работ тот же, или же транспортный отдел был в административно-хозяйственном управлении, а перешел в службу главного механика без изменения названий должностей и профессий? И можно ли просто внести изменения в карты?

Ответ

Все случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда установлены в статье 17 Федерального закона №426-ФЗ. В случаях изменений, описанных в вопросе, Федеральный закон не предусматривает проведение внеплановой СОУТ.

Подробнее»

Вопрос

Если мнение эксперта и комиссии различаются, и комиссия отказывается утверждать результаты идентификации, что делать?

Ответ

Комиссия вправе самостоятельно принимать решения, руководствуясь при этом Федеральным законом №426-ФЗ. Эксперт обязан согла-совывать с комиссией все результаты СОУТ. Эксперт несет ответственность за результаты измерений и оценок условий труда на рабочих местах.

Подробнее»

Задать вопрос   
Яндекс.Метрика