Институт безопасности труда

В авангарде обеспечения
безопасности труда

+7 (495) 989-43-06

+7 (495) 989-44-93

mail@ohsi.ru
Закрыть

Аудиторские услуги

Услуги внутренних аудиторов, аутсорсинг  службы внутреннего аудита организации

Аутсорсинг охраны труда

Осуществление функций службы охраны труда, разработка, внедрение и обеспечение функционирования отдельных процессов охраны труда в организации

Повышение компетенций персонала

Все виды и формы образовательных услуг в областях обеспечения безопасности труда

Разработка и внедрение систем менеджмента безопасности труда

Разработка нормативных документов

Разработка национальных стандартов, стандартов организации, описание процедур систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья и систем управления охраной труда

АУТСОРСИНГ ОХРАНЫ ТРУДА: оказание услуг по охране труда - осуществление функций службы охраны труда - осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек


Как правило, наши заказчики изначально находятся в заблуждении, что, оплатив услуги компании, оказывающей услуги аутсорсинга охраны труда, они могут вздохнуть свободно, переложив всю ответственность за состояние охраны труда перед государством на подрядчика.

Увы! Это заблуждение… Несмотря на то, что многим заказчикам это очень не нравится, но аутсорсинг – это «услуга», которая по своему содержанию не может быть предоставлена без непосредственного участия потребителя услуги (заказчика). А это означает, что и заказчик (работодатель), в любом случае, несет часть ответственности, за «совместную с подрядчиком деятельность по выполнению государственных указаний». И даже «очень строго» прописанный договор, в соответствии с которым, исполнитель «отвечает за всё, вплоть до высшей меры» будет противоречить законодательству, т.е. по многим позициям будет содержать «ничтожные» нормы. Мы-то об этом знаем и предупреждаем Вас.

Наш опыт свидетельствует, что для многих руководителей (а также юристов и кадровиков) является открытием, что даже штатный специалист по охране труда за состояние охраны труда, соответствие государственным требованиям, за несчастные случаи и аварии несет только дисциплинарную ответственность перед работодателем.

Какую часть ответственности (и за что именно?) несет заказчик (работодатель), а какую – исполнитель, определяется исключительно договором и техническом заданием на оказание услуг. Именно заказчик сам должен в первую очередь определиться какую именно услугу он хотел бы получить.

ЗАЧЕМ нужна «охрана труда»?


Первый вопрос, который должен возникать у каждого здравомыслящего человека при получении предложения потратить на нечто непонятное свои деньги или время: «А зачем мне всё это надо?». Это замечание касается и специальных предложений со стороны государства.

Например, на предложение со стороны государства организовать и поддерживать у себя службу охраны труда разумного, внятного однозначного ответа на поставленный ранее вопрос нет даже у государства, за исключением: «…иначе штраф за невыполнения этого требования составит от 50 до 80 тыс. рублей (с.5.27.КоАП)». А уже отсутствие «службы», т.е. «организованной деятельности по охране труда» повлечет за собой «паровозиком» всю ст.5.27.1 КоАП, где нарушения влекут уже от 60, от 100 или от 130 тыс. рублей. За каждое выявленное нарушение требования, о существовании которого Вы даже не догадывались

Отметим, что все это совершенно не связано с «сохранением жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности». Это совсем другая тема и мало какая организация в России может замахнуться на такую сложную задачу.

Таким образом, ответ на вопрос: «Зачем в организации должна вестись работа и, главное, документация, по охране труда» заключается в следующем: «Чтобы спокойно работать и развиваться». С другой стороны, организация, которая не в состоянии наладить хотя бы такую рутинную работу как «охрана труда», может ли рассчитывать на «конкурентоспособность»?

С полным содержанием санкций за неуважительное отношение к охране труда можно ознакомиться здесь.

ЧТО ЭТО – «охрана труда»?


Абсолютно в каждой организации должна вестись деятельность по «охране труда». Это – неоспоримый медицинский факт… «Охраной труда» в России управляет государство, которое очень ревностно следит за теми, кто ему не подчиняется. Поэтому и установлены штрафы за каждое нарушение от (!) 50 тыс. рублей. Оцените, если первую ссылку на КоАП проигнорировали.

Для осуществления деятельности по «охране труда» в организации создается «служба охраны труда». «Служба охраны труда» - это не подразделение, а просто организованная деятельность (своего рода «государева служба»), проводимая с участием должностных лиц организации в рамках некоторой разумной системы. И вся эта деятельность сводится к разработке и поддержанию необходимого комплекта документов. Следует осознать, что задача «сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности» фактически не имеет отношения к «охране труда». Это – совсем другая тема (см. СМ БТ и ОЗ). Тем более, что в России с этим – полный порядок: производственный травматизм в России более чем в 10 раз ниже, чем даже в Германии* (*по официальной статистике).

Наличие всех необходимых документов по охране труда, требуемых надзорными органами - вот главное свидетельство соответствия организации государственным требованиям охраны труда! Документы в порядке - все работники живы, здоровы и счастливы!

Для осуществления деятельности по поддержанию документации в рабочем состоянии в организации и создается «служба охраны труда». Таким образом, повторимся, «служба охраны труда» - это не обязательно штатная структура или освобожденная единица. Требование выделения службы охраны труда в отдельную штатную структуру или явное введение в штатное расписание должности специалиста по охране труда (на выбор руководителя организации) начинает работать при численности работников более 50 человек.

Даже в нотариальной конторе. Подробнее…

КАК организовать охрану труда?


Помимо того, что в организации (у индивидуального предпринимателя, использующего наемный труда) необходимые документы по охране труда просто должны «быть», они еще должны и соответствовать текущему мнению Правительства РФ и других органов власти. Мнение это непрерывно меняется…

Ежегодно органы власти издают «в помощь работодателям» около 24 000 обязательных или «почти обязательных» или «как бы обязательных» актов, несоблюдение требований которых предполагает применение санкций. Иными словами, около 100 единиц каждый рабочий день (или по 65 в день, включая выходные и праздники). Причем разобраться в их действительном статусе и адресации не представляется возможным. Тем не менее, хоть как-то этот неуемный вал надо отслеживать. Подробнее см.: «О нормативных правовых актах в РФ»

Отсюда следует вывод: разработанную единожды документацию следует содержать в актуальном состоянии. Иначе, через год она Вас уже не защитит. Лучше точно знать, что у Вас по теме «охраны труда» ничего нет, чем пребывать в иллюзии, что у Вас всё есть. «Всё есть» - нет ни в одной организации, поскольку «всё это или не всё» зависит от мнения проверяющего. По меньшей мере, в каждой организации должен быть необходимый (приличный) минимум. Кроме того, руководитель организации (или ответственный специалист) должен знать, что еще могут спросить и что на это ответить…А ответить всегда есть что, если знать «КАК».

В любом случае, деятельность по «охране труда» должна быть ОРГАНИЗОВАНА! При этом возможно, как минимум 4 варианта.

Вариант 1. «Служба охраны труда» – это и есть сам руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Сам делает, сам ведет и сам же отвечает. Понятно, что на самом деле при таком варианте в организации нет ничего, что можно было предъявить посторонним. Тогда, зачем всё это? Ведь «охрана труда» и ведется для того, чтобы было что показать в случае чего…И не только показать, но и объяснить, что к чему и почему. Подробнее…

Вариант 2. Штатный специалист по охране труда.

Наиболее распространенный вариант - прием на работу (хотя бы на 0,25 ставки) штатного «специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области». О какой «соответствующей подготовке» в данном случае идет речь можно только иметь мнение (имеется соответствующий профессиональный стандарт с неопределенным статусом). С опытом проще – должна быть соответствующая (?) запись в трудовой книжке. В обязанность этого специалиста и будет входить «создание и поддержание комплекта документов по охране труда в постоянной боевой готовности» к визиту государственной инспекции труда. Учитывая общий уровень нашего образования и особую сферу «охраны труда» у среднерыночного «специалиста по охране труда» от «специалиста» только одно слово в наименовании должности. Поэтому, как правило, уровень защищенности организации от «охраны труда» при наличии «среднего» специалиста оказывается существенно ниже средних ожиданий. Подробнее…

Вариант 3. Аутсорсинг охраны труда (он же «оказание услуг по охране труда», он же «осуществление функций службы охраны труда»)

Законодатель (Трудовой кодекс РФ, ст. 217) всемилостивейше разрешил работодателю часть работы по ведению документации охраны труда возложить не на специалиста по охране труда, а на специально уполномоченную Минтрудом России (аккредитованную) стороннюю организацию, т.е. перевести (вывести, отдать кое что из охраны труда) на аутсорсинг. «Кое-что из охраны труда», но не «охрану труда». «Охрану труда», как и, например, «отцовство» законодатель не позволяет работодателю кому-либо перепоручать. В этом заключается подвох аутсорсинга, о котором не принято говорить. Подробнее…

Вариант 4: Совмещение необходимого с полезным

Часто возникают ситуации, когда в организации более 50 человек, но штатного специалиста по охране труда иметь, не целесообразно. Ему в организации просто нечего делать. Тем не менее, Трудовой кодекс РФ требует, и невыполнение этого требования карается по всей строгости. На самом деле, Трудовой кодекс РФ требует: «Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности». Иными словами, должность «специалиста по охране труда» должна быть в такой организации введена. И это – неотвратимо. А «специалиста» (в полном смысле этого слова) найти очень и очень непросто. Тем более, на зарплату, соответствующую ничтожному объему работы. И как же это всё совместить? Подробнее…

Если Вы выбрали для себя вариант 1 или 2, Вам понадобится первичная разработка минимального комплекта документов. Опыт убедительно показывает, что даже плохой комплект документов много лучше полного отсутствия документов. «В случае чего» гораздо легче достигать консенсуса с надзорными органами.

Если Вы выбрали для себя вариант 3 или 4, то, скорее всего, необходим предварительный аудит. Подумайте сами: можно ли ответственно браться за лечение больного, даже не ознакомившись с диагнозом и историей болезни? Конечно, лечение всех болезней «крэмом», заряженным у телевизора тоже возможно. Но это не наш путь! Только результат предварительного аудита покажет, что надо Вашей организации, что аутсорсинговая организация может взять на себя, что останется на ответственности заказчика.

Оформить заявку

Вернуться на страницу "Аутсорсинг работ по охране труда"

Яндекс.Метрика