Оценка профессиональных рисков
с чего начать и как не подставиться?
Минимальная стоимость оценки рисков в настоящее время составляет 350 рублей за 1 рабочее место.
по телефону +7(495) 989-43-06
Во-первых, честно ответьте на вопрос – зачем Вам это?
Во-вторых, в любом случае, не упустите из виду важные детали
Оценка профрисков проверяется только при тяжелом или смертельном несчастном случае. Задумывались?
Если Процедуры нет или она написана «лишь бы на СЛУЧАЙ проверки», так это именно про ЭТОТ СЛУЧАЙ. Потом, то что написано, как бы для «дяди», для кого-то конкретно сюрпризом станет... А Вы уверены, что речь идет не о Вас? Мы имеем опыт расследования ряда уголовных дел по НС на производстве, можем поделиться...
Если у Вас нет утвержденного Положения о СУОТ, оценка рисков – деньги на ветер! Зачем Вам это?
При проверке ГИТ оценивается не Отчет по оценке рисков, а соответствие Процедуры управления рисками требованиям Типового положения о СУОТ (приказ 776н). Главное – правильная Процедура, а не липовый Отчет! Почему это, как правило, от Вас все скрывают? Потому что разработка Процедуры во много раз сложнее (дороже), чем распечатка Карт и Ведомостей. У новоиспеченных т.н. «экспертов» для этого нет соответствующих материальных оснований... А у нас (АНО «ИБТ») есть: 30 ГОСТ Р, 10 СТО, 4 метода оценки рисков...
Будьте профи, но и не умничайте сверх меры! Не старайтесь быть умнее закона!
Учите закон (НПА)! В составе Положения о СУОТ должна быть именно «Процедура», именно «управления» и именно «профессиональными рисками». И она должна обязательно соответствовать п.п. 33-39 Типового положения о СУОТ. Это именно тот случай, когда сильно умничать не надо…
Процедура основывается на методике оценки рисков, а методика - на методе. А что такое «метод»?
«Матричный метод» - это усеченная Таблица Пифагора (арифметика для первой четверти 1-го класса). Таблица Пифагора – не метод умножения 3 на 5. Метод дает ответ на вопрос: а почему вы решили перемножить именно 3 именно на 5? Процедура управления рисками, основанная на «методе» защитит от проверки, подтвердит Ваш профессионализм и может принципиально изменить всю охрану труда в организации (пи желании). Но эта опция - только для 1% самых продвинутых...
Всё ясно? Тогда – к делу....
У нас тоже оценка рисков – от 350 рублей за 1 Рабочее место. Что такое «рабочее место»? Например, смотрите в нашем Техническом задании.
НЕ ВЕРЬТЕ НА СЛОВО! ИЗУЧАЙТЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ!
Примерное положение о системе управления охраной труда
Приказ от 29 октября 2021 г. № 776н
7. Основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое
работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.
Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или)
уполномоченных ими представительных органов (при наличии).
8. В положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются
следующие разделы (подразделы):
г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее -
процедуры), включая:
процедуру управления профессиональными рисками.
1. Процедура управления профессиональными рисками входит в состав Положения о СУОТ
организации и утверждается приказом работодателя.
2. Процедура применяется только после утверждения (приказом) и только работниками
работодателя (ЛНА организации не распространяются на подрядчиков).
3. Идентификацию опасностей, оценку рисков, разработку мер управления рисками выполняют
работники организации (работодателя).
4. Разработку Положения о СУОТ, включая разработку Процедуры управления профессиональными
рисками, можно (разрешено) поручить сторонней организации. Можно (не запрещено) поручить
оформление результатов сторонней организации. Оценку рисков и управление рисками
перепоручить – нельзя!
33. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками
работодатель исходя из
специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих
мероприятий
по управлению профессиональными рисками:
а) выявление опасностей;
б) оценка уровней профессиональных рисков;
в) снижение уровней профессиональных рисков.
1. Порядок выявления (и идентификации, см. далее) опасностей, оценки уровней
профессиональных рисков, управления профессиональными рисками в организации – устанавливает
(определяет)
работодатель.
2. Выявление ( идентификации) опасностей, оценка уровней профессиональных рисков, управление
профессиональными рисками в организации осуществляется на основании порядка (процедуры),
введенной в действие работодателем (приказом).
3. Выявление ( идентификации) опасностей, оценка уровней профессиональных рисков, управление
профессиональными рисками в организации БЕЗ предварительного установленного (процедурой,
приказом) порядка является бессмысленным (незаконным, глупым).
34. Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем (!!!!!!!!!!!) с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов (работников!!!!!!!!!, не т.н. «типа экспертов» !!!!!!!).
1. Выявление и описание (идентификацию) опасностей на рабочих местах уполномочены проводить
только работники организации. Это государственное требование, которое, к тому же,
заблаговременно конкретизирует уголовную ответственность ...
2. Самопровозглашённые «эксперты» могут только что-то советовать, подсказывать...Но стоит ли
им верить? Они ни за что не отвечают (читайте п.34 ТП о СУОТ).
3. Процедурой должны быть предусмотрены: состав участвующих работников, порядок участия
работников, их роли ответственность, взаимодействие...
36. При рассмотрении перечисленных в пункте 35 настоящего Типового положения опасностей работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
1. Для упорядочивания опасностей необходимо оценить уровни связанных с ними профессиональных
рисков.
2. Порядок анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей (фактически - порядок
определения уровней профессиональных рисков) устанавливает работодатель: в Процедуре
управления рисками, приказом, до проведения оценки рисков.
3. Праздношатающиеся «эксперты» по оценке рисков могут (в качестве помощников-консультантов)
участвовать в оценке рисков только в соответствии с Процедурой, утвержденной работодателем.
Поэтому это не эксперты, а шерпы (принести, подержать, подать,...)...
37. Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера
своей деятельности и сложности выполняемых операций.
Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных
процессов и операций.
1. Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем – в Процедуре
управления рисками, в составе Положения о СУОТ, приказом.
2. В оценку «уровня профессионального риска» входит оценка (определение, вычисление)
вероятности наступления НС (заболевания) и (без этого – никак) – тяжести НС (заболевания).
3. Метод оценки риска должен определять «методику» (как считать) и «порядок» (кто участвует,
что делает) получения оценки вероятности и оценки тяжести. Метод получения произведения
3*5=15 (т.н. «матричный метод») это – Таблица Пифагора (не «метод», а элементарная
арифметика).
38. При описании процедуры управления профессиональными рисками работодателем учитывается
следующее:
а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей
деятельности работодателя;
б) тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся
опасности;
в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
г) процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно
совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной
реализации мер по их снижению;
д) эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно
оцениваться.
1. Процедура управления профессиональными рисками «описывается» работодателем или сторонними
лицами от имени работодателя.
2. В Процедуре УПР обязательно (!!!) должны быть учтены (отражены) вопросы, касающиеся учета
прошлого опыта (НС) и изменений (будущего), умножение тяжести вреда на число подвергающихся
опасности работников (чей «вред»!?).
3. Меры управления должны быть применены ко всем рискам (чтите УК РФ!!!), процедуру можно и
нужно корректировать, что такое эффективность, как ее оценивать и как это делать
постоянно...
САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ДОЧИТАЛ ДО КОНЦА СТРАНИЦЫ
Обоснование невозможности разработки Процедуры управления профрисками в отдельной организации
1. Рамочные требования к Процедуре управления профессиональными рисками (Процедура УПР) обозначены п.п. 33-39 Типового положения о СУОТ.
Это – только рамочные требования, которые, к тому же, не всегда разумны, корректны и выполнимы. Но они должны быть строго соблюдены. Надо уметь выявлять и «обыгрывать» неразумные и невыполнимые требования. Например, согласно ТК РФ «профессиональны риск» это – «вероятность» (без учета тяжести). Но все (на рынке) оценивают риски с учетом тяжести, не предлагая заказчику нормативное обоснование. Надо знать как...
Подавляющее большинство (не менее 95%) специалистов ошибаются, полагая, что главная цель оценке рисков – Отчет по оценке рисков.
На самом деле при проверке ГИТ проверяется не Отчет по оценке рисков, а Процедура управления рисками. Точнее – соответствие Положения о СУОТ требованиям Типового положения о СУОТ, а Процедуры управления рисками – требованиям пп. 33-39 Типового положения. Если оценку рисков вы проводите не для предупреждения травматизма и аварий, а для проверки ГИТ (увы, как и остальные 99% организаций), то и делайте это именно для проверки ГИТ, а не «в трубу». Главное в оценке рисков (по приказу 776н) – именно Процедура управления рисками, а не «Отчет по оценке рисков». Это может быть для вас неожиданной новостью....
Процедура управления профессиональными рисками
Процедура управления профессиональными рисками – это локальный нормативный акт, который от имени руководителя организации распределяет полномочия и ответственность (административную и уголовную!) между должностными лицами и рядовыми работниками, т.е., фактически руководит деятельностью должностных лиц. Понятно, что все должностные лица будут сопротивляться дополнительной нагрузке и ответственности (за те же деньги). Сможет ли это сопротивление продавить специалист по охране труда, который даже не относится к категории руководителей? Если не конкретизировать роли должностных лиц в СУОТ в оценке рисков, то Процедура УПР пройдет тихи и спокойно, но ... в итоге («при случае», т.е. при несчастном случае с тяжелым или смертельным исходом) конкретная ответственность упадет на ... усмотрение следователя. За нами – 4 экспертизы уголовных дел по несчастным случаям....
Рамочные требования Типового положения о СУОТ относятся только к работодателю (юридическому лицу) и, следовательно, только к руководителю организации
Руководитель организации должен «определить», «установить», «обеспечить», «вовлечь»... Каждое требование НПА это – отдельный процесс, требующий вовлечения нескольких работников( должностных лиц), распределения между ними ролей, ответственности, полномочий, форма документов и порядка принятия решений. Иначе ответственность так и останется на руководителе организации. Написание организационных процедур – особый вид компетенций, которыми даже наши госкомпании не богаты... За нами, например, разработка 30 ГОСТ Р, 10 СТО, иных ЛНА для РЖД, Газпрома, Роастома, АЛРОСА др. крупных компаний. Поэтому, мы знаем, что это – сложно, знаем, как это делается и понимаем, почему в организациях нет соответствующих специалистов: технических писателей по разработке организационных процедур в области охраны труда. Их просто практически нет вообще...
Что такое «риск», «профессиональный риск», «оценка риска», зачем всё это не знают не только специалисты организаций, но и разработчики Типового положения о СУОТ.
В развитых странах менеджмент рисков - основа деятельности в сфере безопасности производства с 60-х годов прошлого века. Но до сих пор нет в России организаций, в которых специалисты по охране труда разбираются в том, что такое «управление профессиональными рисками». Это не вина специалистов, т.к. в охрану труда до 2016 года это вообще не входило и этому пока нигде не учат (кроме АНО «ИБТ»), а средств на повышение квалификации специалистов по охране труда работодатели не выделяют. Ведь правда же? Специалисты АНО «ИБТ» продвигают оценку рисков в отечественную охрану труда с 2005 года. Нами опубликованы по этой теме около 30 научных работ, разработаны 5 ГОСТ Р, 4 метода оценки рисков, 2 из которых стандартизованы (ГОСТ Р 12.0.010-2009 и ГОСТ Р 12.0.011-2017) и опробованы на конкретных предприятиях. И только с 2017 года мы можем ответственно заявить: теперь мы точно мы понимаем, что такое риск, оценка рисков, управление риском и как это сделать правильно: в соответствии с законом и с пользой для организации.