Институт безопасности труда
В авангарде обеспечения безопасности труда
Все о СОУТ

С 01.01.14 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (СОУТ). В официальных источниках говорится, что с введением в действие этого закона охрана труда в Российской Федерации вступила в новый этап своего развития, а именно, — высшую стадию. Все мы прекрасно знаем, что наступает после достижения высшей точки. И это, увы, не радует. Замысел и нормативное качество этого закона не оставляют надежды, что существующая в настоящее время государственная система управления охраной труда сможет устоять. Тем более, с учетом геополитических и экономических вызовов современного исторического периода. А если устоит нынешняя «специальная охрана труда», то не устоит национальная экономика…

АНО «ИБТ» с самого начала разработки закона активно включился в его анализ и проработку фундаментальных принципов и понятий «специальной оценки», изложенной в рамочной (полуофициальной) концепции закона о СОУТ. Главным и, возможно, единственным достижением этой «концепции» было признание (опять же, полуофициальное) отсутствия в правовом поле Российской Федерации понятий «вредные условия труда», «опасные условия труда», «классификация условий труда» до принятия закона о СОУТ.

И это, действительно так, о чем уже несколько лет назад начал поднимать вопрос АНО «ИБТ». Спасибо, услышали. И этому можно было бы порадоваться, если бы не один неприятный вопрос: «Уважаемые коллеги, а чем мы с Вами занимались с 1997 года, проводя аттестацию рабочих мест по условиям труда?». Более подробно Вы может об этом узнать из нашего исследования, посвященного проблеме «вредных условий труда».

В нашем исследовании посвященном проблеме «вредных условий руда» (направлено всем причастным органам власти, включая Верховный Суд РФ и сторонам трудовых отношений – РСПП и ФНПР) мы показали принципиальную нереализуемость концепции СОУТ на основе установления и классификации т.н. «вредных условий труда», как условий при которых работники постоянно работают в условиях нарушения т.н. «нормативов (гигиенических нормативов)». Независимо от того, какой правовой смысл вкладывается в понятие «гигиенический норматив».

Несмотря на то, что закон ввел в правовое поле термины «вредные условия труда» и «опасные условия труда», их содержание без однозначного определения термина «норматив (гигиенический норматив)» остается пустым. Наши выводы оправдались: разработчики не смогли решить проблемы классификации «вредных условий труда». В результаты СОУТ, как и результаты АРМ остается только «верить».

После представления законопроекта в Государственную Думу мы в течение месяца детально анализировали каждую статью закона в результате чего получился постатейный реестр ошибок и противоречий законопроекта, с которым Вы также можете ознакомиться в разделе «Наши разработки».

С обилием нормативных ошибок и противоречий Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ Вы можете ознакомиться на вкладке «Наши разработки». Для думающих, неравнодушных специалистов там найдется кроме всего прочего, и множество другой новой, интересной и полезной информации. Однако, главных проблем закона только три:

  • отсутствие «гигиенических нормативов условий труда». До сих пор Правительством России даже не определен орган исполнительной власти, уполномоченный на разработку «нормативов (гигиенических нормативов) условий труда». Нечто непонятное, находящееся между классом «2» и «3.1» в Методике СОУТ (приказ Минтруда России от 26.02.2014 №33н) не имеет ни обозначения, ни правового статуса, ни обоснований, ни указаний на полномочия установившего их для целей СОУТ органа власти;
  • отсутствие аттестованных методик проведения измерений для целей СОУТ, которые безусловно относятся к целям государственного регулирования. По мнению специалистов АНО «ИБТ» разработка таких методик (соответствующих принципам обеспечения единства измерений) также в принципе невозможна. Но до сих пор уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минпромторг) не разработан даже порядок аттестации и использования этих методик. По ошибке (опечатке) разработчиков закон о СОУТ не допускает применения результатов прямых измерений (что Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» допускает). Но это «опечатка по Фрейду», т.к. применение результатов прямых однократных измерений (многократные – уже не прямые) для целей оценки условий труда с учетом продолжительности рабочей смены, недели, трудового стажа, времени воздействия фактора, продолжительности перерывов между воздействиями фактора и периодичности СОУТ (5 лет) – очевидно, недопустимо;
  • абсурдность классификации условий труда за рамками «предельно допустимых уровней (концентраций)» вредных факторов. В рамках новорожденного «законодательства о специальной оценке условий труда» (это, действительно, так — СОУТ не имеет отношения ни к трудовому законодательству, ни к санитарно-эпидемиологическому) допускается работа в условиях превышения ПРЕДЕЛЬНО допустимых концентраций (уровней) не только в десятки (до 100) раз для вредных условий труда, но и в миллиарды и триллионы раз – для опасных условий труда. Хотя, кого это волнует….

АНО «ИБТ» приглашает к сотрудничеству всех неравнодушных специалистов, считающих, что задача «охраны труда» — не допустить повреждения здоровья работника в процессе труда, а не обеспечить гарантированное пожизненное право работника на работу в условиях труда, выходящих за любые цивилизованные рамки.

В разделе «Всё о СОУТ» содержатся ссылки для скачивания всех нормативных правовых актов и документов, имеющих отношение к проблеме СОУТ («Нормативные документы»), на наши разработки («Наши разработки» — результаты исследований, приложения к письмам в органы власти). Также ждем Ваших вопросов по проблемам СОУТ («Вопросы и ответы»). Вопросы могут задавать только зарегистрированные пользователи. Некоторые из вопросов и ответы на них мы будем публиковать в открытом доступе.

Несмотря на СОУТ желаем Вам всё же сохранить жизнь и здоровье своё и Ваших сотрудников в процессе трудовой деятельности - основы существования Человека Разумного.
Вернуться наверх