Image
Институт безопасности труда
В авангарде обеспечения безопасности труда
Институт безопасности труда
В авангарде обеспечения безопасности труда

Возмещение расходов на оценку профессиональных рисков за счет средств ФСС

Теперь финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя не только на специальную оценку условий труда, но и на оценку профессиональных рисков. Работодатель может возместить средства затраченные на проведение оценки профессиональных рисков с 16 июня 2024 года. Срок подачи заявки до 31 июля 2024 г.

Внесены изменения в приказ Минтруда РФ от 14.07.2021 №467 (подпункт «с» пункта 3) и в перечень мер добавлена процедура оценки профессиональных рисков. Однако для возмещения средств необходимо, чтобы нанятая организация была включена в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Наш регистрационный номер в реестре Минтруда №4.

Пишите нам на почту или обращайтесь к нашему менеджеру мы подробно расскажем,
как можно возместить затраты на мероприятия по охране труда.

Общее положение

В соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатель обязан финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда, сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (ст.22, 209.1, 214, 225 ТК РФ). На основании ст.214 Трудового кодекса РФ работодатель обеспечивает обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь это юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (т.е. работодатель), а страховщик - это Фонд социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ФСС);

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ страховщик имеет право принимать решение о финансовом обеспечении расходов страхователя (работодателя) на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, размер которых определяется ежегодно федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год.

В соответствии со ст.2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минтруда России от 14.07.2021 N 467н (далее по тексту - Правила), финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем (работодателем) за счет собственных средств с последующим возмещением произведенных им расходов за счет средств бюджета ФСС в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС на эти цели, но не более суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), начисленных страхователем за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Возмещение расходов на охрану труда осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
  • Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375;
  • Приказ Минтруда России от 14.07.2021 N 467н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами";
  • Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 771н "Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней";
  • Приказ ФСС РФ от 07.05.2019 N 237 "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (далее по тексту - Административный регламент ФСС).

Возмещение расходов на охрану труда является удобным и выгодным способом компенсации затрат работодателя за счет бюджета ФСС, а также стимулирует работодателя активнее заниматься созданием безопасных условий труда для своих работников по разным направлениям охраны труда.

Что можно компенсировать за счет средств ФСС России

Согласно п.3 Правил финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие предупредительные меры:

  1. Проведение специальной оценки условий труда (далее по тексту - СОУТ);
  2. Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  3. Обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте следующих категорий работников: руководители организаций малого предпринимательства; работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда; руководители (в том числе руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений; руководители и специалисты служб охраны труда организаций; члены комитетов (комиссий) по охране труда; уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов; отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда в установленном порядке или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае, если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность);
  4. Приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее по тексту - СИЗ) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
  5. Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (исключая размещение в номерах высшей категории); 
  6. Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
  7. Обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;
  8. Приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные (послесменные) и (или) предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры, медицинских изделий для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, а также для определения наличия психоактивных веществ в моче, зарегистрированных в установленном порядке;
  9. Приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);
  10. Приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
  11. Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;
  12. Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации;
  13. Санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (исключая размещение в номерах высшей категории);
  14. Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, непосредственно предназначенных для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  15. Проведение оценки профессиональных рисков.

Что не подлежит возмещению за счет средств ФСС России

Не подлежат возмещению за счет средств ФСС мероприятия, не входящие в исчерпывающий перечень, установленный п.3 Правил. Например, это такие мероприятия, как обязательное психиатрическое освидетельствование, устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений, реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, приобретение электронных программ документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи.

Возмещение расходов на охрану труда за счет средств ФСС: пошаговый алгоритм

Процедура возмещения расходов подробно описана в Правилах.

Шаг 1: Для получения решения ФСС о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь или обособленное подразделение страхователя обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. К заявлению прилагаются следующие документы (копии документов):

а) план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, рекомендуемый образец которого приведен в приложении к Правилам, составленный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования;

б) копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия или выписка из коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников). Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями документов) представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

в) копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей оценку профессиональных рисков, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится оценка профессиональных рисков, и стоимости проведения оценки профессиональных рисков на указанном количестве рабочих мест;

г) сведения об индивидуальных номерах рабочих мест, в отношении которых проводится оценка профессиональных рисков, с указанием идентификационного номера отчета о проведении специальной оценки условий труда, содержащего сводную ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда (если объектом оценки рисков является рабочее место) (таблицы 1, 2).".

Для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер страхователь дополнительно представляет документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер. Конкретный перечень документов, обосновывающих финансовое обеспечение предупредительных мер, на различные мероприятия указан в п.6 Правил (это различные локальные нормативные акты, договоры, лицензии, документы по специальной оценке условий труда, документы обучающих организаций, документы по организации медицинских осмотров, списки работников, перечни приобретаемых СИЗ, копии сертификатов и деклараций для СИЗ, паспорта и другие эксплуатационные документы на оборудование, устройства, приборы, системы, бухгалтерские документы (счета на оплату), иные документы, подтверждающие затраты и их обоснованность). Копии документов, прилагаемых к заявлению, должны быть заверены печатью страхователя (при наличии печати).

Согласно п.15 Административного регламента ФСС комплект документов можно подать следующими способами:

а) на личном приеме - в форме документа на бумажном носителе в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации;

б) почтовым отправлением - на бумажном носителе в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации. Направление заявления и комплекта документов (копий документов) с использованием средств почтовой связи осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления;

в) через Единый портал - в электронной форме; г) через многофункциональный центр.

Шаг 2: После получения от работодателя комплекта документов территориальный орган ФСС размещает на официальном сайте территориального органа ФСС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию:

а) о поступившем заявлении, включая дату и время его поступления, наименовании страхователя - в течение одного рабочего дня с даты регистрации заявления;

б) о ходе рассмотрения заявления.

Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - решение) принимается территориальным органом ФСС:

а) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 25000,0 тыс. рублей включительно - в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления и полного комплекта документов;

б) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 25000,0 тыс. рублей - после получения заявления и полного комплекта документов, и согласования проекта решения с ФСС; в этом случае территориальный орган ФСС в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления и полного комплекта документов, направляет их и проект решения на согласование в ФСС; ФСС согласовывает (или отказывает в согласовании, с указанием причин) представленный проект решения территориального органа ФСС в течение 15 рабочих дней со дня его поступления.

Решение оформляется приказом территориального органа ФСС и в течение 3 рабочих дней с даты его подписания направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер - с обоснованием причин отказа). 

Шаг 3: Страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер, и ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС отчет об их использовании. После выполнения предупредительных мер, предусмотренных планом финансового обеспечения, страхователь обращается в территориальный орган ФСС по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря текущего года. Страхователь вправе дополнительно, в случае если им первоначально было подано заявление на сумму меньше расчетного объема средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, предусмотренного пунктом 2 Правил (далее по тексту - расчетный объем средств), и после получения приказа территориального органа ФСС о финансовом обеспечении предупредительных мер, но не позднее 1 августа текущего календарного года, обратиться в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации с заявлением на сумму, не превышающую разницу между расчетным объемом средств и суммой финансового обеспечения предупредительных мер, указанной в приказе территориального органа ФСС по первоначальному заявлению. В данном случае страхователь обязан предоставить вместе с заявлением документы (копии документов), предусмотренные пунктами 4-6 Правил.

Страхователь в срок до 20 ноября текущего финансового года имеет право обратиться в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации с заявлением о внесении изменений в план финансового обеспечения, согласованный территориальным органом ФСС, в пределах суммы финансового обеспечения в соответствии с согласованным территориальным органом ФСС планом финансового обеспечения, с обоснованием необходимости внесения изменений в план финансового обеспечения и предоставлением полного комплекта документов, предусмотренных пунктами 4-6 Правил, для обоснования предупредительных мер, по которым в план финансового обеспечения вносятся изменения.

Страхователь несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным территориальным органом ФСС планом финансового обеспечения и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.

Шаг 4: Территориальный орган ФСС в течение 5 рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении за счет средств бюджета ФСС расходов и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении. Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат возмещению.

Причины, по которым ФСС откажет возмещать средства на охрану труда

В соответствии с п.12 Правил, Территориальный орган ФСС принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:

а) если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;

б) представленные документы содержат недостоверную информацию;

в) если предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается. Страхователь вправе повторно, но не позднее 1 августа текущего календарного года, обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации. Решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер может быть обжаловано страхователем в ФСС или в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Какую сумму сможет возместить ФСС России

В соответствии с п.2 Правил страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.

В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, и не может превышать сумму страховых взносов, начисленных им за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Популярные новости

ibt-circle Возмещение расходов на оценку профессиональных рисков за счет средств ФСС | АНО «ИБТ»

Автономная некоммерческая организация
"Институт безопасности труда"

ИНН 7714593430
ОГРН 1057746407223
Дата регистрации 11.02.2005
Адрес организации:
107023 г. Москва,
Барабанный пер., д.4 стр.6
Связаться с нами:
+7 (495) 989-43-06
+7 (915) 104-22-36
Техническая поддержка для обучающихся: develop@ohsi.ru
Начиная использовать сайт (его отдельные функциональности), вы соглашаетесь с  политикой конфиденциальности. Согласием на обработку персональных данных СОГЛАСИЕ для рекламы
Image